<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Я спокойно ехал в Самару на встречу с преданными, как вдруг посреди очередного спуска у нашего автобуса отвалился кардан (или что-то там еще). Было весело. Нас всех погрузили на проезжающий автобус и отправили в ближайший поселок. Часов на десять. Я бродил по селу, - давно не видел такой чистоты и спокойствия! - размышлял, а когда началась гроза, зачем-то стал писать в блокнот, пытаясь оформить пришедшую мысль. Как это у меня получилось, можно узнать, прочитав нижеследующее...


Вайшнав "промежуточного" уровня.

Наше восприятие действительности искажено...

В процессе духовного развития это искажение претерпевает трансформации. Нельзя однозначно сказать, что оно (искажение) уменьшается или увеличивается. Искажение трансформируется. Корнем искажения действительности является невежество и вожделение, которые проявляются в типе мышления "я - мое", когда в центр мироздания ставится концепция собственного эгоизма, а "моим" считается все, что возможно считать "моим".

Сам по себе вайшнавизм в своей чистой форме разрушает концепцию "ахам - мамети", ставя в центр Кришну и заменяя "мое" желаниями Кришны. Еще на более высоком уровне "ахам" превращается в отношения с Ишта-девом, когда собственное восприятие не рассматривается в отрыве от типа взаимоотношений с Господом, и состоит уже не из эгоцентрического самоощущения, но из расы с Ишта-девом. А изначально искаженное восприятие "мама" в своем чистом проявлении превращается в "мамату", чувство неразрывной близости.

Восприятие "моим" всего, что непосредственно связано с нашей расой приводит, в частности, к правильным взаимоотношениям с Самим Господом, Его спутниками, окружением и даже с материальным миром и его обитателями, если на таком уровне эти отношения еще сохраняются по той или иной причине.

Это предисловие важно для лучшего понимания "реализации", которая мне пришла сегодня, пока я оставался в селе Барда из-за поломки автобуса.

Итак, вайшнавизм приводит к смене материалистичного "ахам - мамети" на реальные "раса - мамата", но это - в идеале, на практике же преданный сталкивается со множеством нюансов продвижения по духовному пути. Эти нюансы мы обычно называем "проблемами". И этих проблем множество.

Я хочу разобрать одну, которая вдруг стала так ясна сегодня...

На определенном уровне развития преданный сталкивается (или может столкнуться) с феноменом очередной трансформации концепции "я - мое", когда он начинает воспринимать себя "хозяином жизни"...

Это уже не начинающий преданный, он имеет какой-то опыт духовной жизни... Его восприятие действительности не грубо-материалистическое, как у стопроцентного пракрита-бхакты, то есть уже не находится лишь в категориях кармы. Он уже имеет какое-то понятие о более тонких вещах. Он понимает, что Кришна - это не некая абстрактность, к которой почему-то надо стремиться. Кришна для него - это реальная сила, которая проникла в его жизнь.

Но на самом начальном этапе такого восприятия Кришны преданного подстерегает серьезная опасность. Попробую изложить...

Преданный на описанном уровне, как я уже говорил, начинает чувствовать себя "хозяином жизни", что в контексте означает ощущение: "Да, Кришна есть, но Он - для меня"! Здесь смешивается относительно правильная концепция "ахам" и неправильная "мама".

Откуда у преданного этого уровня (назовем его для краткости промежуточным уровнем) такое искажение концепции "мама"? Дело в том, что у преданного промежуточного уровня практически нет материальных проблем: ему удается все, что он задумывает, довольно быстро исполняются все, даже трудновыполнимые, желания; что бы он ни делал, обстоятельства как будто бы подстраиваются под него... "Хозяин жизни"... Меня поймут те, кто достиг этого уровня или сталкивался с подобным.

(Небольшое отступление: не надо путать промежуточного ваишнава с человеком просто с хорошей кармой. Внешнее проявление описываемого эффекта у них похоже, но подоплека - различная. Если у преданного с хорошей кармой все устраивается просто благодаря материальным законам, которые сработали бы в любом случае, даже если бы данный человек и не стал преданным, то у промежуточного вайшнава имеет место "эксплуатация духовной энергии в материальных целях". Это не совсем точное и корректное выражение с точки зрения сиддханты, но зато понятное.)

В конце концов, преданный начинает считать нормальным такое положение, а положение это означает, что преданный принимает служение Кришны себе под предлогом своего служения Кришне! Его цели лишь формально имеют правильный объект, но фактически - это искаженная "мама". Его достижение "духовных" целей (материального под предлогом духовного) приводит к следующему искажению: преданный промежуточного уровня начинает считать себя пурушей, когда Кришна в его жизни занимает положение не конечного абсолютного субъекта, а лишь объекта для удовлетворения "меня самого", который воспринимается как субъект.

Представление о себе как о пуруше полностью уничтожает шанти, внутреннее спокойствие, так как отождествление деятельности с собой и с собой, как управляющим этой деятельностью, приводит к нарушению внутренней уравновешенности при малейшем несовпадении желаний и внешних условий, которые, в конечном счете, лишь порождение трех гун.

Потеря внутреннего спокойствия в результате приводит и к подмене правильной цели. Целью становится не према, не взаимоотношения с Кришной в той или иной расе, а свое положение "хозяина", свое положение "слуги Кришны", которому служит хозяин!..

Что же происходит с промежуточным вайшнавом, когда он достигает стадии "легкого восприятия духовной жизни"? То есть материалистического представления о духовных категориях "раса - мамата"? Анализ показал, что возможны два варианта развития событий. Первый, когда преданный имеет достаточно разума и чувствительности, чтобы по косвенным признакам и легким "покалываниям" со стороны Кришны-Параматмы, определить искажения своего духовного развития и принять меры. В шастрах это называется "идти по лезвию бритвы".

Второй вариант, к сожалению более распространенный среди западных преданных, делится на два подварианта. Суть в том, что, когда вайшнав не замечает искажений духовной жизни, происходящих с ним, то Кришна (точнее - Параматма, так как на данном уровне Сам Шйамасундара Кришна еще не проявлен в полной степени, а зачастую не проявлен вообще) может действовать следующим образом: 1) оставить все как есть (худший подвариант), предоставив преданному наслаждаться своими заблуждениями. Другими словами, это означает, что у данного преданного еще не установились НИКАКИЕ реальные (даже в качестве тени) отношения с Кришной, потому что Тот не вмешивается в ЛЮБОЙ выбор такого вайшнава, что означает безразличие со стороны Кришны; 2) дать преданному хорошую затрещину. Этот вариант очень интересен с точки зрения механизма выполнения "затрещины". Дело в том, что обычно она внешне выражается в различных неприятностях, которые вдруг ни с того ни с чего сваливаются на преданного, начиная от всяких бытовых и жизненных мелочей-неприятностей и кончая смертью близких живых существ или даже собственного тела, в зависимости от степени искажения, "заботы" и некоторых материальных факторов. Проблема в том, что если это исходит от всеблагого Господа, то встает вопрос о Его действительной "всеблагости". Наше восприятие того, что с нами происходит и восприятие того же самого Кришной, отличается. Механизм "затрещины" состоит не в том, что Кришна посылает неприятности на нашу голову, а в том, что перестают работать сдерживающие факторы, которые не давали нам разбить себе голову, которую мы ДОЛЖНЫ были разбить естественным образом. Это тоже имеет какой-то оттенок безразличия со стороны Господа, но другого качества, чем в первом подварианте. Это безразличие не настоящее, а просто ответное. Пояснять почему-то не хочется... Надеюсь, и так все понятно.

Выводы. В духовной жизни важен фактор ответа. Духовная жизнь не должна быть односторонним процессом. Иначе все сводится к старому афоризму: "Если мы разговариваем с Богом, то это молитва, а если Бог с нами - это заболевание". Должно быть и то и другое: и молитва и ответ на нее. Самый лучший критерий истинности духовного пути - это ответная реакция цели этого пути. (В нашем случае - это Кришна.) В противном случае, где гарантия истинности? Мы живем в мире, где иллюзорные действия направлены к иллюзорным целям. Как определить, что ТЕПЕРЬ наша цель не принадлежит этому миру? Это невозможно непосредственно с помощью имеющихся материальных инструментов (чувства, ум, разум). Очень важно, чтобы цель была истинной, так как в этом случае, даже если мы используем неправильные методы ее достижения, Она сама подкорректирует их. Но нужно иметь духовное чутье, чтобы принять ответ и корректировку с совершенно другого уровня бытия, несмотря на то, что по внутренней сущности мы относимся именно к нему.

© Мадана-Гопал дас, www.gopal.ru
31 мая 2001, с. Барда

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Наставления в путь +

+ Червь на теле вайшнава +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Вечное одиночество +

+ Любовь в пустыне +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем:



Рейтинг@Mail.ru