Акинчана
Кришнадас Бабаджи Махарадж
Хришикешананда дас
…Им восхищались все спутники великого Прабхупады Сиддханты Сарасвати.
Он был любим своими духовными братьями и дарил им свое смеющееся
"Харе Кришна!"
В 1968 году Парамахамса Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж остановился
во Вриндаване, в Гаудийа-матхе Шрилы Ваны Махараджа. Он оставался
там каждый год в течение 4-5 месяцев, пока длился жаркий сезон.
(Зимой он жил в Навадвипе.) Мы провели вместе на крыше много летних
ночей, и я никогда не видел, чтобы он спал. Лишь молитвы, тихие
бхаджаны и воспевание на протяжении всей ночи, каждой ночи. Он постоянно
смеялся и всегда произносил "Харе Кришна!" - больше, чем
я когда-нибудь видел.
Его характер был подобен характеру Госвами. Он видел все подобно
Санатане или Рупе Госвами во Врадже. Он был единственным из виденных
мною преданных, который плакал во время киртана и при этом не терял
голоса. Слезы текли по его щекам, а он продолжал петь... И он был
лучшим киртанийа во Вселенной! Все преданные из различных Гаудийа-Матхов
соглашались, что Господь Чаитанйа лично бы присоединился к киртану
Бабаджи Махараджа. Живя во вриндаванском ашраме Шрилы Ваны Махараджа,
он всегда вел киртан, который начинался полпятого утра. При пении
молитв перед Божествами, Он всегда играл на мриданге, будь то в
киртане или один.
Божествами в бхаджан-кутире были: Господь Чайтанйа и, в центре,
Шри Говинда и Шримати Радхарани. Были также Говардхан- и Шалаграм-шилы,
которым ежедневно поклонялись вместе с основными Божествами. Стандарт
пуджи был очень высоким. В ашраме жило примерно 10-15 преданных
в возрасте от 18 до 80 лет. Это были или брахмачари, или саннйаси.
Акинчана Кришнадас был бы единственным Бабаджи, который регулярно
останавливался во вриндаванском бхаджан-кутире, если бы не ученик
Ваны Махараджи, Шри Лалит Бабаджи, который вошел в нитйа-лилу в
1972 году.
Днем, после полуденного киртана, Кришнадас Бабаджи Махарадж спускался
вниз, в комнату-пещеру, которую в свое время построил Вана Махарадж.
Как известно, Шрила Вана Махарадж, перед тем как принимать учеников,
в течение многих лет совершал уединенную Враджа-бхаджану в этом
полуподвальном помещении. Там было очень прохладно. И Бабаджи Махарадж
проводил полдень в этой подвальной комнате, повторяя на своей мале.
Бабаджи Махарадж, казалось, не имел никаких зубов. Он был старым
бенгальским учеником Шрилы Сарасвати Тхакура, который (по слухам)
после ухода Прабхупады и начавшихся в Гаудийа-матхе проблем, отправился
в Харидвар, чтобы жить там в уединении. Так или иначе, это было
очень давно. Бабаджи Махараджу было около 70 лет, когда я впервые
получил его милостивый взгляд. Стяжание учеников, строительство
храмов или сбор денег - это были самые далекие от его ума вещи.
И он никогда, никогда не критиковал никого. Его единственным интересом
было постоянное воспевание: или киртан, или круги джапы. Кто бы
ни заговаривал с ним в любое время, он всегда со смехом отвечал:
"Харе Кришна!" Часто его лицо выглядело ликующим и казалось,
что он вот-вот разразится неудержимым смехом, будто услышав невероятно
смешную шутку. И когда кто-нибудь обращался к Бабаджи, говоря "Харе
Кришна!", он очень заразительно и громко смеялся. Даже когда
он сам повторял "Харе Кришна", он смеялся на протяжении
всей мантры. Я никогда не видел Према-бхакти в том виде, как она
была проявлена Кришнадасом Бабаджи Махараджем. Все преданные Гаудийа-матха
всегда очень радовались, когда появлялся Бабаджи Махарадж, потому
что знали, что вместе с ним приходит время для уттама-киртана!
В 1968, спасаясь от проблем, связанных с призывом меня на вьетнамскую
войну, я поехал к Шри Говардхану, чтобы, следуя указанию Ваны Махараджа,
принять участие в Парикраме. Милостью судьбы, ко мне присоединился
Бабаджи Махарадж, который тоже хотел посетить Говардхан. По пути
мы на неделю остановились в Нандаграме, расположившись в бхаджан-кутире
Санатаны Госвами (никакого электричества, воды или уборной). Прося
мадху-кари у местных Враджа-васи, говоря им "Радхе Шйама!",
мы проводили свое время в воспевании и исследовании дома Нанды Махараджа.
Бабаджи Махарадж не говорил ничего (за исключением "Харе Кришна!"),
а я еще не владел хорошо бенгали, поэтому наши отношения поначалу
основывались только на "Харе Кришна!", обращенных друг
к другу.
Затем мы переехали на Варшану, где он представил меня лично Радхарани.
Но из-за моих примитивных материальных глаз я мог видеть только
очаровательное Божество. Мы также остановились на несколько дней
в Ман-мандире вместе с сиддха-пурушей по имени Радха-чаран дас Бабаджи.
Он - одна из возвышеннейших душ, которых я встречал когда-либо.
К 1996 году он прожил в Ман-мандире уже 46 лет.
Проведя много дней в пути, мы наконец достигли Говардхана, но вышли
из автобуса (так настоял Бабаджи) прежде, чем доехали до Холма и
автобусной остановки. Ранним утром следующего дня мы совершили омовение
в Шйама-кунде и Радха-кунде, а затем пошли босиком вокруг Говадхана,
неся всю свою поклажу и постоянно воспевая. Иногда при воспевании
Бабаджи Махарадж громко смеялся, а иногда печалился, словно потеряв
Кришну. Подобно Шриле Прабхупаде, Бабаджи Махарадж не тратил ни
мгновения без Сознания Кришны. К вечеру мы обошли Говардхан и благополучно
вернулись ночью к Радха-кунде. На следующий день мы возвратились
в Матхуру автобусом и сразу переехали во Вриндаван.
Самадхи Акинчаны Кришнадаса Бабаджи находится в Нанда-граме.
Священный бхаджан-кутир Санатаны Госвами находится на берегу вечного
озера Павана-саровара. Это озеро настолько особо, что Кришна всегда
принимает здесь омовение. Говорится, что утреннее омовение в Павана-сароваре
дает вечное освобождение от материального рабства. Все преданные
купались бы в этом озере хоть каждый день. Это очень приятно.
К этому строгому ашраму прилегает священная тиртха, самадхи Шрилы
Акинчаны Кришнадаса Бабаджи Махараджа, который был настоящим бхаджанананди.
(Интересно отметить, что единственными учениками Прабхупады, чьи
самадхи упомянуты Его Святейшеством Маханидхи Свами в его книге
"Самадхи ваишнавов во Вриндаване, были Бхакти Веданта Свами
Махарадж, который действовал, как лучший гхоштйананди, и Кришнадас
Бабаджи, как наиболее возвышенный бхаджанананди. Хотя я думаю, что
Маханидхи Махарадж должен включить самадхи других учеников Прабхупады,
чьи самадхи расположены во Вриндаване. Например, самадхи Триданди
Свами Бхакти Хридайа Вана (Хридой Бон) Махараджа, расположенное
недалеко от храма Мадана-Мохана.)
Нандаграм - лила-стхали, выбранное среди всех других Бабаджи Махараджем
для того, чтобы оставить тело. Некоторые преданные полагают, что
Бабаджи Махарадж - в вечной сакхйа-расе с Кришной. Хотя он никогда
не говорил об этом, я тем не менее помню, как в Мадхуване он пел
на хинди песни о друзьях Кришны со слезами, струившимися из глаз.
В самадхи есть большое изображение Бабаджи Махараджа с печалью
в глазах. Я никогда не видел раньше Бабаджи с таким взглядом. Я
всегда помню его счастливый смех. Он был так скромен, что мы все
боялись оказывать ему почтение, потому что знали, - он ответит нам
тем же. Он никогда не принимал поклонение в свой адрес. Вы можете
представить Вайшнава уровня Бабаджи, который кланяется пракрита-бхакте
и в прошлом поедателю говядины, каким был я?! На самом деле, я не
был достоин омыть ему ноги.
Пожалуйста, позвольте мне еще говорить о Кришнадасе Бабаджи. Однажды
он вел большую группу санкиртаны по улицам Вриндавана. Это было
в середине лета (во Вриндаване!!!). Когда мы подошли к Гаудийа-матху
Шрилы Бхакти Шаранги Госвами, Бабаджи Махарадж упал в обморок. Все
мы подумали, что он может умереть, поэтому, продолжая петь, мы взяли
его и перенесли в Амлитала-ашрам Бхакти Шаранги Госвами. Наконец
мы заставили Бабаджи Махараджа очнуться, но его тошнило. Почувствовав
себя немного лучше, он попросил продолжать, а он присоединится позже.
И далее, на всем протяжении санкиртаны, Бабаджи Махараджа не прекращал
играть на мриданге, а с его лица не сходила улыбка.
В другой раз я следовал за Бабаджи Махараджем, когда он обходил
Гирирадж. За все годы, что мы были вместе, я не слышал, чтобы Махарадж
говорил много. Например, на вопрос: "Бабаджи Махарадж, правда,
что Вы находитесь в сакхйа-расе?" он отвечал: "ХАРЕ КРИШНА!!!"
Даже когда он встречался со своими братьями в боге, он сидел около
их стоп и просто смеялся, произнося "Харе Кришна!!!" каждый
раз, когда ему говорили что-либо. Так, однажды мы шли около преданного,
который совершал 108-дандават-парикраму вокруг Говардхана, когда
внезапно Бабаджи Махарадж, обернувшись ко мне, сказал: "Учхаран
коро!" ("Повторяй!"). Мое воспевание было настолько
негодным, что Бабаджи Махарадж должен был нарушить его тишину.
Как я уже говорил, Бабаджи Махарадж никогда не спал. Он всегда
всю ночь выполнял бхаджан; по крайней мере в течение лет, пока оставался
во Вриндаване со Шрилой Ваной Махараджей. И первое, что он делал
утром, - вел все киртаны, используя множество традиционных мелодий
Гаудийа-матха. Затем, после чтения Чаитанйа-Чаритамриты, Бабаджи
Махарадж сидел один перед Божеством и пел бесконечно сладкий бхаджан
в течение нескольких часов. Он также пел много стихов, всегда начиная
с гуру-вандан Шриле Сиддханта Сарасвати, Гауракишоре Бабаджи и другим.
Еще полдня он оставался в подземной комнате Ваны Махараджа, чтобы
петь там. Я часто ходил вниз, чтобы служить ему, и ни разу не видел,
чтобы он спал. Ночью он снова проводил киртан и затем, после прасада,
оставался на крыше, чтобы молиться всю ночь! Лучший способ описать
Бабаджи Махараджа - это сказать: "Он - смеющийся "Харе
Кришна!"
Пересказ с английского: © Мадана-Гопал дас, www.gopal.ru
Карттика, 2001
Данное
произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой
основе при условии сохранения целостности текста и обязательного
указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно
в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru
Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия
автора не допускается.
Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети
ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую
кнопку:
|