<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Заметка, важная, пожалуй, только для моих читателей-вайшнавов. Ну и для тех, кого заинтересовал вопрос Александра в начале статьи.


Духовное и материальное

Харе Кришна! Уважаемый Мадана-Гопал прабху! Я являюсь Вашим давним читателем, но мне не совсем понятно, зачем Вы пишете материалистические произведения, разве они не мешают духовному продвижению? Ведь когда человек пишет что-то его разум целиком и полностью поглощён процессом! Давно волновал меня этот вопрос!

Ваш читатель, Александр


Чтобы лучше понять ваш вопрос, было бы неплохо увидеть названия тех текстов, которые вы определили как материалистические. Просто не совсем понятно, что подразумевается под этим определением.

Но я попробую ответить в общем, тем более, что подобные вопросы от преданных иногда проявляются. Редко высказываются вслух, но часто подразумеваются.

Первое. Понятие духовности и материалистичности - это не абсолютная величина. То, что для одного человека может быть духовным поступком или пониманием, для другого - всего лишь форма материализма. Например, для мирского человека единожды прийти в храм и, представ перед Божествами, попытаться пропеть мантру - очень духовная самскара, если можно так выразиться. Но для "старого преданного" просто прийти и встать перед Божествами, думая о своих "насущных" проблемах и механически шевеля языком положенные мантры и молитвы, будет уже материализмом. Внешне, это одно и то же действие - пение для Божеств, но для одного - это духовность, а для другого - материализм. И это пример "явно духовной" деятельности. С другим же еще сложнее. Поэтому, если вернуться к нашей теме, один и тот же рассказ может быть духовным для одного и материалистическим для другого. То, что вы оцениваете, как непонятно зачем написанный материализм, для кого-то может быть толчком в нужном направлении.

Второе. Я тоже не статичный объект, мое понимание, реализации, духовный уровень изменяются, но тексты остаются, как написанные двадцать лет назад, когда я был школьником, только-только пробующим излагать мысли и идеи на бумаге, так и проявленные после какого-нибудь мощного духовного импульса. Поэтому когда появляется новый читатель, особенно из числа преданных, он может недоумевать, как этот Мадана-Гопал, "написавший вот этот великолепный, глубокий текст, написал и вот эту мерзкую дрянь?!" Или, "ну как можно так глубоко понимать сиддханту, понимать шастры, переводить с санскрита и при этом вести бессмысленные дневники в интернете со всякой всячиной?" Ну и тому подобное.

Так что на счет "когда человек пишет что-то, его разум целиком и полностью поглощён процессом" вы правы, но ошибка в том, что если для меня в какой-то момент была важна, например, тема Х, и я ее обдумывал, написал по ней текст, то это не значит, что я теперь всегда, когда кто-то прочитает этот текст, снова думаю об этой теме, хотя для читателя может так казаться, потому что ОН САМ в этот момент получает результат обдумывания этой темы, который, к тому же, для него далеко не всегда актуален в этот момент.

Третье. А сейчас, наверное, самое важное для вас. Не мешают ли размышления на так называемые материалистические темы (социум, секс, музыка, литература, взаимоотношения, семья...) духовному развитию?

Вы знаете, что в "Бхагавад-Гите" буддхи-йога, или познание, связь с Богом через разум, приравнивается к бхакти-йоге. Я сейчас попробую объяснить почему.

Восприятие реальности и процесс познания не может быть прямым, он так или иначе опосредован. При этом у нас всего три инструмента для восприятия действительности, которые на санскрите называются пратьякша, анумана и шабда. Или, если примерно перевести на русский: 1) непосредственное восприятие мира через чувства (осязание, зрение, слух, обоняние, вкус); 2) логический анализ, мышление; и 3) доверие авторитетному утверждению.

Пример. Мать говорит ребенку, что зеленое яблоко - незрелое, кислое, а красное - сладкое. Это шабда. Для ребенка мать авторитетна, и он принимает это утверждение как оно есть, даже если не представляет себе, что такое яблоко. Но рано или поздно, шабда ДОЛЖНА дополниться пратьякшей, то есть ребенок должен получить в руки красное яблоко, попробовать его и убедиться, что оно действительно сладкое. Если такой пратьякши не будет, то утверждение авторитета "зеленое яблоко - кислое, а красное - сладкое" останется своего рода бессмысленной заповедью, которая есть, но ни к чему не обязывает, потому что "яблока этого никто не видел".

Когда же шабда подтверждается пратьякшей, знание становится "индивидуально имеющим смысл", то есть обретает значение для данного конкретного ребенка.

Далее шабда и пратьякша должны дополниться ануманой. Потому что рано или поздно подросший ребенок сможет попробовать не только те яблоки, которые ему дает мать, но и другие. А среди этих других вдруг окажется зеленое яблоко, которое - какой ужас! - вдруг тоже окажется сладким! Если к этому времени у ребенка не будет развит разум, его постигнет жуткое разочарование: "Моя мама мне врала! Далеко не все зеленые яблоки кислые и не все красные - сладкие!" Но если способность к разумному анализу развита, то человек очень быстро гармонизирует все "противоречия", понимая, что есть разные сорта и виды яблок, и что кроме яблок бывают еще и другие фрукты...

Духовная жизнь тоже начинается с шабды. Потому что мы сами по себе не знаем и не можем знать, что такое дух, кто такой Бог, что такое духовный мир и тому подобное. Мы вынуждены принимать ту или иную шабду из священных книг, от гуру или тех или иных авторитетов. И это нормально и правильно. Особенно для начинающих, для которых все, что не освящено выбранным авторитетом, является материализмом. Например, для новообращенного христианина наше поклонение Божествам является не просто материализмом, а демоническим актом поклонения идолу. Почему? Потому что их шабда-библия четко говорит: "зеленые яблоки - кислые..." В смысле: "любое поклонение рукотворному образу - это идолопоклонничество".

То же самое в нашей традиции. Есть четкие указания шастр о том, что есть духовное, а что нет. И эти утверждения принимаются на веру без глубокого понимания и, более того, даже без непосредственного личного восприятия, как если бы основной заповедью было бы "зеленые яблоки кислые, а красные - сладкие", но никто бы не знал, ни что такое яблоко, ни что такое "зеленое", "красное", "кислое" или "сладкое"!

На этом уровне духовной жизни вокруг преданного действительно один лишь материализм и одни лишь демоны. Исключением (да и то не всегда) могут быть только соратники-сектанты и то, что соответствует кое-как понятой БУКВЕ писаний.

Но на одной лишь шабде долго не протянешь... Какие бы прекрасные истины и понятия не описывались в писаниях, какие бы идеалы, обряды и правила не рекламировались разными гуру, если не будет их реализации на уровне личностного переживания, они превратятся в мертвые заповеди и ритуалы.

И вот здесь очень у не многих, действительных духовных искателей, начинается тот самый процесс подключения пратьякши и ануманы к полученной, но еще не осознанной шабде, и этот процесс подключения человек, находящийся еще на уровне "голой шабды", вполне справедливо, с его точки зрения, называет материалистическим процессом.

Вс Мадана-Гопал дас, www.gopal.ru

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями / эмоциями / мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Светлячок для Дамодара +

+ Ради Настящего +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Свет тьмы +

+ Запрограммированный +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем:



Рейтинг@Mail.ru